Металл для новой индустриализации: зачем следует ввести запрет на экспорт лома?

Опубликовано Опубликовано в рубрике Бизнес, Общество, Публикации, Строительство и ремонт, Техника

Все чаще мы слышим разговоры о том, что производство готовой продукции с высокой добавленной стоимостью выгоднее, чем экспорт сырья. И если в девяностые об этом говорили отдельные экономисты, то сегодня такое понимание вещей вызревает на различных уровнях власти.

В частности, 12 февраля на встрече с премьер-министром России спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила ввести временное эмбарго на экспорт леса из России. Причина простая – незаконная вырубка леса ведет к неконтролируемому вывозу древесины. Вместо экспорта, древесину целесообразнее перерабатывать на внутреннем рынке. И если уж и продавать ее за рубеж, то в виде высококачественных строительных материалов или мебели.

Сегодня подобная проблематика обретает актуальность во многих сферах промышленности. Аналогичная ситуация в России сложилась и с вывозом металлолома. Вместо его максимального использования в глубокой переработке металла, он вывозится за пределы России и работает на благо азиатских и европейских экономик. Недавно проблема вывоза металлолома из России была затронута в докладе Института нового общества под названием «Вывоз лома как минус для экономики РФ: почему нужно запретить экспорт металлического лома».

Черная металлургия России, которая за последнее десятилетие стремительно наращивала выпуск различной продукции, все чаще сталкивается с нехваткой металлолома, используемого при выплавке стали. Как отмечается в докладе, за последние годы значительно выросли мощности электросталеплавильных производств, использующих в качестве основного сырья лом черных металлов. Так, объем выплавки стали в электродуговых печах к 2017 году достиг 22 млн тонн, увеличившись на 13,4 млн тонн по сравнению с 2000 годом.

При стремительном расширении производственных мощностей текущих объемов заготовки лома порой оказывается недостаточно для растущих потребностей металлургических предприятий. В результате чего сталелитейные предприятия многих регионов России периодически сталкиваются с дефицитом металлолома. При этом, несмотря на сохраняющиеся объемы экспорта в пределах 5 млн тонн в год и растущей заготовке металлолома, поступательно растут и внутренние цены на лом. Хотя логично, что при растущих объемах ломозаготовки внутренние цены должны, напротив, снижаться, или по крайне мере удерживаться в определенном ценовом диапазоне.

Однако ничего подобного не происходит: цена растет, а металлолома все меньше. При этом растет импорт этого сырья: в 2015-2018 годы он вырос c 0,3 млн. тонн до 1 млн. тонн. Что подтверждает проблему дефицита лома.

Стоит отметить, что экспорт лома – безусловно выгодный бизнес. При внутренней цене на уровне 200-250$ за тонну, вы можете продать его в Южную Корею по цене выше 320$ за тонну. Однако цена этой выгоды – недозагруженность отечественных мощностей и нежелание металлургов инвестировать в расширение мощностей по причине нехватки лома. Кроме того, из-за высокой цены лома на внутреннем рынке, растет себестоимости производства металлопродукции.

Как отмечается в докладе, рост себестоимости производства труб в 2018 году составил 22,5%, из которых 13% пришлось на повышение цен на лом черных металлов. В результате чего в экономике раскручивается инфляционная спираль.

Именно для преодоления вышеуказанных проблем, России необходим временный запрет на экспорт лома. По оценкам авторов доклада, введение данной меры позволит по итогам года увеличить выплавку стали в электросталеплавильных цехах на 2 млн. тонн., а производство трубной продукции – на 500 тыс. тонн.

Впрочем, по мнению экспертов, количественные показатели – не главная цель запрета на экспорт лома. Главная цель – новая индустриализация. Для этого необходима реализация масштабных инфраструктурных проектов. Необходимо наращивание объемов производства в машиностроении – в частности, за счет увеличения выпуска сельскохозяйственной техники, продукции автомобилестроения, станкостроения и тяжелого машиностроения, включая судостроение и производство подвижного состава.

Кроме того, важнейшим потребителем металла должна стать сфера ЖКХ. Учитывая высокий износ основных фондов, обновление коммунальной инфраструктуры может стать важнейшим направлением, которое обеспечит высокий уровень спроса на металл, включая производство труб и арматуры. Также актуальной является тема модернизации теплоэнергетики и электроэнергетики: модернизация АЭС, теплоэлектростанций, теплоцентралей и энергосетей, а также ускорения темпов газификации населённых пунктов.

Алексей Иванов